В этом сезоне “в лучших домах” Москвы и Санкт-Петербурга модно тестировать Pentax 645Z. Дошла очередь и до нашей мастерской.
Для начала хочется отметить, что сам факт тестирования новой фототехники подобного уровня всегда открывает второе творческое дыхание: снова было неожиданно приятно повозиться в студии исключительно для души, вспомнить что когда-то эта работа была любимым хобби и поснимать картинок исключительно для собственного портфолио. И конечно же, хочется выразить благодарность: мамам, папам и компании Pentax за предоставленную возможность. :))
На тест камера приехала совершенно спонтанно и всего на несколько дней. На этот период не оказалось запланированных съёмок, поэтому мы решили снимать “предметку” в спокойных “тепличных” условиях своей студии. Соответственно, не стали делать и никаких “искусственных” для данных условий тестов, вроде оценки шумов на высоких ISO, замеров скорости автофокуса и т.д. Для этого надо тестировать аппарат в реальных условиях, оценивая и общее удобство работы с камерой.
Общие впечатления
Я отношусь к тому типу фотографов, для которых сам процесс фотосъемки является второстепенным фактором, в приоритете всегда конечный результат. Другими словами, я готова терпеть любые неудобства ради наличия возможности впоследствии иметь качественные фотографии. Под качеством я понимаю безупречную техничность и эстетическое удовольствие от изображения, насколько бы обобщенным не был бы этот термин. Поэтому первыми будут впечатления именно от получившихся фотографий.
Итак, камера Pentax 645Z – это среднеформатная камера, цифровой которую делает великолепная 51,4-мегапиксельная матрица от Sony. Такая же матрица используется в аналогичных по “мегапиксельности” цифрозадниках Hasselblad и Phase One, но структура изображения при сильном увеличении, на мой взгляд, больше похожа на “хассель”, чем на “фазик”.
Разница между “узкой” зеркалкой и средним форматом колоссальна, собственно, как и между 35-мм пленкой и слайдом. Заключается она не только в размере фотографий, но и в точности и полноте цветопередачи, количестве тональных переходов, величине динамического диапазона, в контрастах и самой структуре изображения.
Есть мнение, что эта разница обычному зрителю не видна и я даже соглашусь с таким утверждением. Более того, этот момент как раз стал причиной моего возврата со среднего формата на “узкий”. В силу определённой специфики направлений работы, мой Заказчик эту разницу не понимает и не готов платить больше. Но профессионалы видят: я сама вижу и рыдаю, рыдаю каждый день. -))
У 645Z отличная среднеформатная картинка. Цвета практически не требуют коррекции, в том числе и по части насыщенности. Так же почти не требуется повышение контраста.
90-миллиметровый “макрик” хорошо держит контровый свет, за счет чего контровые блики получаются «острыми» и «звонкими».
DNG, +4 ступениDNG, кроп 100%Тени в RAW-конвертере совершенно спокойно тянутся на 2 ступени. В целом камера тянет подъем без каких-либо заметных шумов и на все 4, но это экстремально само по себе.
Размер изображения в 6192х8256 пикселей обеспечивает отличную детализацию, но гарантирует несколько дополнительных часов, проведенных за медитативной чисткой в Photoshop. По крайней мере, два часа, потраченные мной в тщетной попытке сделать из старых часов новые, наполнили душу радостью осознания, что пока нет необходимости делать это каждый день после каждого заказа. Но, в любом случае, возможности камеры впечатляют.
Для чистоты эксперимента по оценке “дружелюбности к пользователю” изучать инструкцию к камере не стали совсем. Эргономика действительно напоминает обычную “зеркалку”: много кнопок, на которые вынесено всё что нужно, информация наглядно выводится на два дисплея. Присутствует и пятикнопочный джойстик, обученный, помимо прочего, переключать активную точку фокусировки, которых тут аж 27. Правда иногда при работе точками фокусировки мне всё же удавалось включать какие-то совсем неожиданные функции, но спишем это на отсутствие привычки и некоторую общую криворукость.
В целом, подготовка камеры к работе и сама съемка никаких вопросов не вызвала и без инструкции, всё организовано вполне очевидно для фотографа, знакомого с современной техникой.
Некоторые особенности камеры
Очень понравилась работа режима LiveView. Картинка на дисплее камеры не “тормозит”, изображение прекрасного качества даже в условиях низкой освещенности сцены одним лишь “пилотным” светом. Увеличиваешь нужную область изображения, включаешь режим предпросмотра ГРИП (Focus Peaking в терминологии Pentax) и проверяешь фокусировку. Даже с сильно закрытой диафрагмой картинка на дисплее не темнеет, всё прекрасно видно.
Сам экран большой, яркий, с хорошими углами обзора и вполне качественной цветопередачей. То, что он оснащён механизмом поворота, оказалось весьма удобным даже в студии, если камера стоит на штативе ниже уровня глаз.
Второе отверстие на левом торце для крепления штативной площадки в портретной ориентации камеры тоже весьма удобная особенность.
Сам аппарат внушает уважение размерами и благородным черным цветом :)) Тяжел: полтора килограмма без оптики. Но во мне самой 48 кг, всё что с “зеркалом” – тяжело, а после запретов терапевта нагрузок на плечевой пояс вообще стараюсь камеру со штатива не снимать, поэтому брутальный ассистент – незаменимая вещь в женском фотографическом хозяйстве.
Заключение
К сожалению, за столь короткий тест не все возможности удалось оценить и “распробовать”, хочется погонять камеру на более динамичных проектах с людьми.
Но уже сейчас могу сказать, что в целом 645Z это очень приятный аппарат с отличным результатом.
Впрочем, есть и ощутимый минус: каким-либо штатным образом, “из коробки”, нельзя снимать прямо в компьютер, что является нашим стандартным методом работы в студии. Вроде бы есть способы, но по утверждению представителя Pentax, своего полностью рабочего софта всё ещё нет, а Capture One эту камеру не поддерживает, что вполне ожидаемо. Говорят, спасает вайфайная SD-карта, но у нас под рукой ее не оказалось.
В завершение хочется осветить финансовый аспект: эта увесистая коробочка без оптики стоит 400 000 рублей. Много или мало? Смотря с чем сравнивать. Для среднего формата эта цена совсем не велика, но лично я не слишком готова спонсировать фотографический технический прогресс, если очередное фотографическое приобретение не имеет четкой корреляции с ярко выраженным увеличением доходов.
Увы, жестокие реалии бизнеса требуют смирять свои эстетические порывы. Надеюсь так будет не всегда и однажды в моей творческой биографии наступит время, когда я смогу делать просто “красиво” не высчитывая прибыль и себестоимость.
- Фотограф:
- Лена Волкова