Тестирование Pentax 645Z

Лена Волкова Про работу ·

В этом сезоне “в лучших домах” Москвы и Санкт-Петербурга модно тестировать Pentax 645Z. Дошла очередь и до нашей мастерской.

Для начала хочется отметить, что сам факт тестирования новой фототехники подобного уровня всегда открывает второе творческое дыхание: снова было неожиданно приятно повозиться в студии исключительно для души, вспомнить что когда-то эта работа была любимым хобби и поснимать картинок исключительно для собственного портфолио. И конечно же, хочется выразить благодарность: мамам, папам и компании Pentax за предоставленную возможность. :))

Тест камеры Pentax 645Z

На тест камера приехала совершенно спонтанно и всего на несколько дней. На этот период не оказалось запланированных съёмок, поэтому мы решили снимать “предметку” в спокойных “тепличных” условиях своей студии. Соответственно, не стали делать и никаких “искусственных” для данных условий тестов, вроде оценки шумов на высоких ISO, замеров скорости автофокуса и т.д. Для этого надо тестировать аппарат в реальных условиях, оценивая и общее удобство работы с камерой.

Общие впечатления

Я отношусь к тому типу фотографов, для которых сам процесс фотосъемки является второстепенным фактором, в приоритете всегда конечный результат. Другими словами, я готова терпеть любые неудобства ради наличия возможности впоследствии иметь качественные фотографии. Под качеством я понимаю безупречную техничность и эстетическое удовольствие от изображения, насколько бы обобщенным не был бы этот термин. Поэтому первыми будут впечатления именно от получившихся фотографий.

Коньяк Hennessy, тест Pentax 645ZЧасы Tag Heuer, тест Pentax 645Z


Итак, камера Pentax 645Z – это среднеформатная камера, цифровой которую делает великолепная 51,4-мегапиксельная матрица от Sony. Такая же матрица используется в аналогичных по “мегапиксельности” цифрозадниках Hasselblad и Phase One, но структура изображения при сильном увеличении, на мой взгляд, больше похожа на “хассель”, чем на “фазик”.

Разница между “узкой” зеркалкой и средним форматом колоссальна, собственно, как и между 35-мм пленкой и слайдом. Заключается она не только в размере фотографий, но и в точности и полноте цветопередачи, количестве тональных переходов, величине динамического диапазона, в контрастах и самой структуре изображения.

Есть мнение, что эта разница обычному зрителю не видна и я даже соглашусь с таким утверждением. Более того, этот момент как раз стал причиной моего возврата со среднего формата на “узкий”. В силу определённой специфики направлений работы, мой Заказчик эту разницу не понимает и не готов платить больше. Но профессионалы видят: я сама вижу и рыдаю, рыдаю каждый день. -))

Часы Tag Heuer, тест Pentax 645Z

У 645Z отличная среднеформатная картинка. Цвета практически не требуют коррекции, в том числе и по части насыщенности. Так же почти не требуется повышение контраста.

90-миллиметровый “макрик” хорошо держит контровый свет, за счет чего контровые блики получаются «острыми» и «звонкими».

645Z: DNG, +4 ступениDNG, +4 ступени645Z: DNG, 100%DNG, кроп 100%Тени в RAW-конвертере совершенно спокойно тянутся на 2 ступени. В целом камера тянет подъем без каких-либо заметных шумов и на все 4, но это экстремально само по себе.

Размер изображения в 6192х8256 пикселей обеспечивает отличную детализацию, но гарантирует несколько дополнительных часов, проведенных за медитативной чисткой в Photoshop. По крайней мере, два часа, потраченные мной в тщетной попытке сделать из старых часов новые, наполнили душу радостью осознания, что пока нет необходимости делать это каждый день после каждого заказа. Но, в любом случае, возможности камеры впечатляют.

Для чистоты эксперимента по оценке “дружелюбности к пользователю” изучать инструкцию к камере не стали совсем. Эргономика действительно напоминает обычную “зеркалку”: много кнопок, на которые вынесено всё что нужно, информация наглядно выводится на два дисплея. Присутствует и пятикнопочный джойстик, обученный, помимо прочего, переключать активную точку фокусировки, которых тут аж 27. Правда иногда при работе точками фокусировки мне всё же удавалось включать какие-то совсем неожиданные функции, но спишем это на отсутствие привычки и некоторую общую криворукость.

Натюрморт, тест Pentax 645Z

В целом, подготовка камеры к работе и сама съемка никаких вопросов не вызвала и без инструкции, всё организовано вполне очевидно для фотографа, знакомого с современной техникой.

Некоторые особенности камеры

Очень понравилась работа режима LiveView. Картинка на дисплее камеры не “тормозит”, изображение прекрасного качества даже в условиях низкой освещенности сцены одним лишь “пилотным” светом. Увеличиваешь нужную область изображения, включаешь режим предпросмотра ГРИП (Focus Peaking в терминологии Pentax) и проверяешь фокусировку. Даже с сильно закрытой диафрагмой картинка на дисплее не темнеет, всё прекрасно видно.

Сам экран большой, яркий, с хорошими углами обзора и вполне качественной цветопередачей. То, что он оснащён механизмом поворота, оказалось весьма удобным даже в студии, если камера стоит на штативе ниже уровня глаз.

Второе отверстие на левом торце для крепления штативной площадки в портретной ориентации камеры тоже весьма удобная особенность.

Сам аппарат внушает уважение размерами и благородным черным цветом :)) Тяжел: полтора килограмма без оптики. Но во мне самой 48 кг, всё что с “зеркалом” – тяжело, а после запретов терапевта нагрузок на плечевой пояс вообще стараюсь камеру со штатива не снимать, поэтому брутальный ассистент – незаменимая вещь в женском фотографическом хозяйстве.

Лена Волкова и Николай Тевашов с игрушками

Заключение

К сожалению, за столь короткий тест не все возможности удалось оценить и “распробовать”, хочется погонять камеру на более динамичных проектах с людьми.

Но уже сейчас могу сказать, что в целом 645Z это очень приятный аппарат с отличным результатом.

Впрочем, есть и ощутимый минус: каким-либо штатным образом, “из коробки”, нельзя снимать прямо в компьютер, что является нашим стандартным методом работы в студии. Вроде бы есть способы, но по утверждению представителя Pentax, своего полностью рабочего софта всё ещё нет, а Capture One эту камеру не поддерживает, что вполне ожидаемо. Говорят, спасает вайфайная SD-карта, но у нас под рукой ее не оказалось.

В завершение хочется осветить финансовый аспект: эта увесистая коробочка без оптики стоит 400 000 рублей. Много или мало? Смотря с чем сравнивать. Для среднего формата эта цена совсем не велика, но лично я не слишком готова спонсировать фотографический технический прогресс, если очередное фотографическое приобретение не имеет четкой корреляции с ярко выраженным увеличением доходов.

Увы, жестокие реалии бизнеса требуют смирять свои эстетические порывы. Надеюсь так будет не всегда и однажды в моей творческой биографии наступит время, когда я смогу делать просто “красиво” не высчитывая прибыль и себестоимость.

Коньяк Hennessy, тест Pentax 645Z

Фотограф:
Лена Волкова
поделиться: